Подходы к понятию истории - 1.Предмет истории. Основные подходы к истории: формационный, культурологический, цивилизационный.

Археология Архитектура Астрономия Аудит Биология Ботаника Бухгалтерский учёт Войное дело Генетика География Геология Дизайн Искусство История Кино Кулинария Культура Литература Математика Медицина Металлургия Мифология Музыка Психология Религия Спорт Строительство Техника Транспорт Туризм Усадьба Физика Фотография Химия Экология Электричество Электроника Энергетика.

Впервые в истории философской мысли Г. Гегель поставил вопрос о наличии в историческом процессе объективной закономерности. Он нарисовал объективно-историческую картину исторического процесса, где реализуется содержание Мирового Духа. В дальнейшем было предпринято множество попыток объяснить историю. На сегодняшний день определились два методологических подхода к анализу исторического процесса. Один — формационный, или монистический, другой — цивилизационный, или плюралистический.

В рамках первого выделяют две концепции — марксистскую и теорию постиндустриального общества. Марксистская концепция основывается на признании решающей детерминантой развития способа производства. На этой основе происходит выделение определенных стадий в развитии общества — формаций. Концепция постиндустриального общества в качестве главной детерминанты общественно-исторического процесса Коренная идея монистического подхода состоит в признании единства человеческой истории и ее прогресса в форме стадиального развития.

Коренная идея второго — отрицание единства истории человечества и его прогрессирующего развития. Результаты титанического труда К. Общественно-экономическая формация есть общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой семьи.

Учение об общественно-экономической формации дало ключ к пониманию единства исторического процесса, что выражено, прежде всего, в последовательной смене общественно-экономических формаций друг другом, когда каждая последующая формация зарождается в недрах предыдущей. Единство проявляется и в том, что все общественные организмы, имеющие своей основой данный способ производства, воспроизводят и все другие типичные черты соответствующей общественно-экономической формации.

Но конкретно исторические условия существования общественных организмов различны, и это приводит к неизбежным расхождениям в развитии отдельных стран и народов, значительному многообразию исторического процесса и к его неравномерности. Высокие претензии марксизма на революционное изменение мира вызвали широкую оппозицию по отношению к.

По степени критического настроя к формационному учению можно условно выделить два основных направления. Представители первого настаивают на необходимости замены марксистского подхода как не выдержавшего проверки историческим опытом новым, в корне отличным подходом.

Представители второго отрицают необходимость такой замены, настаивая лишь на обновлении марксистского подхода, т. Основным же недостатком формационного подхода к истории является выпадение из исторического познания вообще множества элементов и связей общества как системы, которые не находят в монистическом взгляде на историю своего адекватного объяснения.

Прежде всего, как отметил М. Баргпри формационном подходе картина социальной структуры настолько объединяется, что вся многоплановая социальная структура так или иначе подтягивается к классам-антагонистам, а духовная культура сводится, несмотря на все свое богатство, к отражению интересов основных классов, к отражению первичной стороны и не рассматривается как самостоятельный, генетически независимый фактор [2].

Эта теория, разработанная на материале истории Западной Европы, верно охватывает некоторые особенности развития западной цивилизации. Применительно к восточным обществам этот подход выглядит менее убедительно. Реальные тенденции и формы развития на Востоке и еще многих регионах мира не укладываются в схему пяти формаций. Это почувствовал еще сам Маркс, выдвинувший проблему азиатского способа производства, но так и не решивший. Этот термин весьма многозначен. В настоящее время цивилизация рассматривается в трех аспектах.

Во втором цивилизация определяется как овеществление вещественно-технических и социально-организа-ционных инструментов, обеспечивающих людям достойную их социально-экономичес-кую организацию общественной жизни, относительно высокий уровень потребления комфорта. В третьем аспекте цивилизация рассматривается как историческая ступень развития человечества, следующая за варварством.

На основании цивилизационного подхода выделяется множество концепций, построенных на разных основаниях, почему его и называют плюралистическим. По логике этого подхода существует множество исторических образований цивилизацийслабо или вообще не связанных друг с другом.

Все эти образования равноценны. История каждого из них уникальна, как уникальны они. Главное отличие цивилизационного подхода — отсутствие решающей детерминации в развитии общества. И здесь важно, избегая жесткой привязки к способу производства, не упустить из виду опасность другого монизма — не менее жесткой привязки к духовно-религиозному или психологическому началу.

CGI script error

Значительный вклад в развитие цивилизационного подхода внесли О. Этот подход базируется не на выделении уровня производительных сил и экономического базиса, а на определении преобладающего вида хозяйственной деятельности и господствующей системы ценностей в жизни общества. Здесь отсутствует абсолютизация социально-экономических законов, господствующих над людьми, принимается во внимание сложное переплетение технического, экономического, политического, религиозного и других социокультурных факторов в реальной деятельности людей, провозглашается право каждого народа на собственный социально-исторический эксперимент, на реализацию своей культурной программы.

Но посвящая анализу культуры все свое внимание и энергию, сторонники цивилизационного подхода часто вообще не обращаются к материальной жизни. Цивилизационный подход представляется именно как противоположность формационного, как отрицающий материально-произ-водственную детерминацию общества и его истории. Выпячивание какой-либо одной формы культуры делает подход монистическим, однотипным формационному. Цивилизационный подход еще не разработан до конца как общеметодологический подход к анализу общественно-исторического процесса.

И он должен быть плюралистическим, принимающим во внимание сложное переплетение технического, экономического, политического, религиозного и других социокультурных факторов в общественно-историческом процессе.

Его методология должна находиться в соответствии с современными представлениями о многофакторности и многовекторности развития. Сущность цивилизационного подхода должна усматриваться в многофакторном и многовекторном анализе общественно-исторического процесса.

В этом случае насущно необходимым станет использование достижений монистического подхода, результатов анализа места и роли отдельных сторон общественной жизни, смыкание цивилизационного плюралистического и формационного монистического подходов. Одной из предпосылок сопряжения формационного и цивилизационного подходов является сложный, спиралевидный характер формационной теории общественного развития а не линейно-стадиальный, как многие себе представляют.

Она может многое дать цивилизационной теории, указывая на единство развития мировой совокупности цивилизаций как целостной системы. На необходимость сохранения использования формационного подхода к анализу общества и его истории указывают многие отечественные и зарубежные исследователи. Проведя сравнительный анализ марксистского и плюралистического подходов, английский либеральный социальный мыслитель Г.

Макленнан пришел к следующему заключению: Далее он указывает, что системные аспекты капиталистических обществ невозможно рассматривать, не используя марксистские категории особенно такие, как способ производства и смена общественных формаций. Анализ же явлений, приводящих к множественности социальных формирований их субъективных интересов урбанизация, потребительские субкультуры, политические партии и т.

Методологию формационного подхода рано отвергать.

Registration is closed

Задача состоит как в ее модернизации, так и в сопряжении с цивилизационным подходом. Каждый из рассматриваемых подходов необходим и важен, но недостаточен сам по. Так, цивилизационный подход сам по себе не может объяснить причины и механизмы перехода от одной фазы цивилизационного развития к другой, а в рамках формационного подхода сложно описывать различие стран Запада и Востока.

Возникшая в исторической науке и обществознании проблема может быть решена через целеустремленное исследование и нахождение такого сопряжения формационного и цивилизационного подходов, которое может быть плодотворно приложено и к задачам крупномасштабного членения исторического процесса, и к анализу исторической деятельности различных народов, протекающей в определенных географических, социально-экономи-ческих и культурных условиях.

Жизнь человеческого общества это не только сохранение и воспроизведение общественных структур, она развернута во времени и социальном пространстве и представляет собой исторический процесс. Этот процесс не имеет никаких антрактов, охватывает всю историю человечества, начиная от первых шагов обезьяноподобных предков и кончая сложными зигзагами XX-го века.

Итак, формационный и цивилизацонный подходы к пониманию исторического процесса предполагают гласят:. История — объективный, естественный исторический процесс смены формаций. Функционирование и время существование формаций зависит от развития материального производства. Маркс не утверждал глобальности такого характера, это сделали его последователи.

Неудовлетворенность формальным пониманием исторического процесса, из-за того, что в формации экономические отношения определяют все другие понимание в духе экономического материализма.

Не только экономические моменты, но и социально-культурные измерения общества, духовное отношение. Если в 1 — есть предопределенность, направленность, то в 2 — многоваринтности истории. Свобода человека ограничивается рамками экономической необходимости. Французские философы-просветители называли цивилизацией общество, основанное на началах разума и справедливости.

Данилевский сформулировал теорию общей типологии культур, или цивилизацию, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер.

Шпенглерацивилизация — это определенная заключительная стадия развития любой культуры. Вслед за ним — А. Тойнби насчитывал более 26 цивилизаций, независимых друг от друга. Культура от латинского cul ika — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание - исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и нормах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных или духовных ценностях. Понятие культура употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно- экономических формаций, конкретных обществ, народностей, наций например, античная культура, культура майяа также специфических сфер деятельности или жизни культура труда, художественная культура, культура быта.

История от греческого his oria — рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано - наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое назначается с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем.

Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса

Для исторической науки главным является изучение конкретной истории общества. При этом она опирается на факты прошлого и настоящего. Собирание фактов, их систематизация и анализ связей друг с другом есть внутренняя основа исторической науки. Истинная наука требует тщательного накопления изучения фактов. При этом необходимо брать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу факторов, без единого исключения.

Теоретическое обобщение, осознание совокупности накопленных исследованных в зависимости друг от друга фактов и выводов — есть вторая сторона истории как науки. Единство этих двух сторон исторической науки неразрывно. Его нарушение в той или иной мере всегда ведет к искажению процесса познания истории общества.

Историзм — принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся. Экономическая история является важным предметом изучения, а экономическая культура — это один из важнейших критериев развития цивилизации.

Основные принципы подхода в освещении экономической истории цивилизации: Основные направления подходов к периодизации можно найти у Л. В современной науке существуют различные подходы к оценке истории человечества и его экономической истории.

Определенно это связано с эволюцией таких факторов производства, как земля и капитал. Однако в этом переходе является исключительно важным и развитие такого фактора производства, как труд, трансформация системы внеэкономического принуждения и выкристаллизовывание в ее недрах системы экономического принуждения. Такое развитие данных факторов производства приводит к складыванию важнейшей хозяйственной структуры — предприятия, формированию предпринимательского мышления и генезису четвертого, системообразующего фактора — менеджмента, от которого зависит эффективность использования остальных производственных факторов.

Создание такого экономического механизма, доказавшего свою долгосрочность, оптимальность и эффективность, в силу внутренней естественной приспосабливаемости и саморегулируемости, невозможно без радикальных изменений в социальной и политической сфере, так как максимума данная система достигает только тогда, когда включает в себя каждую отдельно взятую личность.

Таким образом, так называемый экономический кругооборот получает максимально возможное количество первичных хозяйственных единиц. Главным субъектом экономической и, следовательно, социально- политической жизни становится индивид, личность, которая сама целиком несет за себя ответственность.

С одной стороны, индивид стремится наиболее полно реализовать свои права и свободы, с другой — это ведет к увеличению его ответственности.